В 60-х годах ХХ века в Америке начали задумываться о создании космического корабля многоразового использования. NASA планировало строительство орбитальной космической станции (ОКС).
Необходимо было придумать надежный способ доставки на орбиту полезных грузов и пассажиров.
Расценки на строительство космических кораблей
Американские ученые работали над созданием многоразовых челноков и их носителей.
Один полет в космос такого корабля стоил бы от $10 до 16 млн.
После череды испытаний они отказались от идеи многоразового носителя.
Ценность запуска при этом возросла до $150 млн.
NASA рассчитывало отправлять на орбиту грузы и пассажиров 2 раза в месяц, но высокая стоимость запусков и долгое восстановление носителей (до 2-х месяцев), не позволило осуществить их планы.
Весь проект оценивался в 5 млрд долларов, но в реальности на него пришлось израсходовать около $12 млрд.
Проект закрыли из-за нерентабельности.
Разработка первого Шаттла стоила 7 млрд долларов вместо планируемых 5.
Только на зарплату работникам, участвующим в проекте, ушло 7,5 млрд баксов.
Космические челноки многоразового использования
В Америке построили всего 5 шаттлов и два прототипа в полномасштабных макетах.
Весь проект длился с 12.04.1981 года до 21.07.2011 г.
За эти 30 лет было совершено 135 полетов.
Система космического челнока состоит из трех ступеней:
- Два ракетных ускорителя на твердом топливе. Они разгоняют корабль до определенной скорости и дают ему направление движения. Спуск производится с помощью парашютов на воды океана. Их ремонтируют и используют вновь.
- Огромный топливный бак, прикрепленный снаружи, наполнен кислородом и жидким водородом. Его отбрасывает на 8,5 минуте полета на высоте 114 км. Он сгорает в атмосфере, не долетев до земли.
- Сам корабль под управлением астронавтов движется по околоземной орбите. Его отсеки применяют для проживания и проведения лабораторных исследований. Для возвращения на Землю, экипаж использует его аэродинамические возможности.
Общая стоимость программы к 2006 г. достигла $160 млрд.
Выполнили всего 115 запусков, каждый из которых стоил $450 млн.
На 22 полета за 5 лет израсходовали $1,3 млрд средств из бюджета страны.
Когда их стало не хватать, NASA обратилось в военное ведомство с предложением о продолжении совместных разработок.
Но это не спасло дорогостоящий проект.
Планировалось строительство ядерного Шаттла для военных целей, но проект был почти сразу закрыт в связи с большими затратами (5,1 млрд долларов в год).
История постройки кораблей
Первой «ласточкой» многоразовых кораблей стал «Энтерпрайз», прототип Шаттлов, который так ни разу и не взлетел.
Были созданы полномасштабные макеты челноков «Патфайндер» и «Эксплоер».
Хронология ввода в эксплуатацию челноков:
- «Колумбия» — 1975 г., совершил 28 полетов, общая продолжительность нахождения в космосе – 300 дней;
- «Челленджер» — 1982 г., 10 полетов;
- «Дискавери» — конец 1982 года, 39 рейсов продолжительностью 365 дней всего;
- «Атлантис» — 1985 г. – 33 полета, 307 дней;
- «Индевор» — 1991 г., 25 рейсов, 299 дней.
Два корабля – «Колумбия» и «Челленджер» потерпели крушение.
Строительство одного только «Челленджера» обошлось американским налогоплательщикам в $3 млрд.
Его считали очень надежным кораблем, но банальный разрыв утепляющей прокладки, привел к аварии и гибели 7-х астронавтов.
Общие убытки от катастрофы составили $8 млрд.
Корабли перемещались на высоте от 186 до 644 км.
Они доставили на орбиту в общей сложности 1372 т полезных грузов.
В настоящее время многие из них стали музейными экспонатами.
Космические гонки
Постоянное соперничество Советским Союзом и США в космосе, способствовали развитию космических разработок.
Чтобы не отстать от Америки, в СССР был создан аналогичный проект – система «Энергия-Буран».
Он оказался непомерно дорогостоящим – за 14 лет на разработки и проектирование ушло 16 млрд рублей.
Он совершил единственный полет, затем проект закрыли.